|
Информационная медицина в лечении метаболического синдромаИНФОРМАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА В ЛЕЧЕНИИ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА Бессонов А.Е. Калмыкова Е.А. ЗАО «Научный центр информационной медицины «ЛИДО», Москва Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ, Москва
Введение
В настоящее время аппарат КАМЕРТОН широко применяется в медицинской практике, а сочетание положительного влияния на обменные процессы и состояние сосудистой стенки открывает возможности его использования в лечении метаболического синдрома. В основе метаболического синдрома лежит тканевая инсулинорезистентность, артериальная гипертензия, дислипидемия, абдоминальное ожирение. При наличии инсулинорезистентности происходит снижение продукции оксида азота, вследствие чего формируется повышенная чувствительность сосудистой стенки к действию сосудосуживающих веществ, нарушаются процессы эндотелийзависимой вазодилатации. В последние годы внимание исследователей привлечено к изучению состояния эндотелия сосудов при различных заболеваниях. Формирование гипертензивных состояний, ишемических нарушений сердца, изменений гомеостаза, нарушений метаболизма по типу гиперхолестеринемии и гипергликемии, ведущих к возникновению атеросклероза, диабета, ожирения и др. обусловлено изменениями функции эндотелия, и в первую очередь нарушениями продукции дилатационных и констрикторных субстанций, а также факторов, регулирующих взаимодействие эндотелия с клетками крови. К настоящему времени известно, что факторы риска, такие как артериальная гипертензия, ожирение, дислипидемия, во многом реализуют свое патологическое влияние именно через эндотелиальную дисфункцию. Метаболический синдром встречается у 10–15% людей с нарушенной толерантностью к глюкозе (НТГ), у 42–64% лиц с нарушенной гликемией натощак и у 78–84% пациентов с сахарный диабет 2 типа. Частота метаболического синдрома значительно увеличивается с возрастом, при этом у лиц в возрасте 20–29 лет он выявляется у 6,7% лиц, в возрасте 60–69 лет – у 43,5% и старше 70 лет – у 42% обследованных.[2] Целью исследования явилось изучение клинической эффективности аппарата КАМЕРТОН в комплексной терапии больных метаболическим синдромом.
Материалы и методы
В исследование включены 22 женщины с метаболическим синдромом в возрасте 52-75 лет. Средняя масса тела пациентов – 92,3±15,2 кг, индекс массы тела (ИМТ) – 37,2±2,7, длительность ожирения – 21 год. Сахарный диабет 2 типа выявлен у 19 больных, толерантность к глюкозе – у 3-х пациенток. У всех пациенток диагностирована артериальная гипертензия, длительность которой составила в среднем 15 лет. У 2 обследованных – артериальная гипертензия I степени, у 20 – артериальная гипертензия II степени. Пациенты были разделены на 2 группы в зависимости от проводимого лечения. В группу контроля (n=9) вошли больные, которые получали гипотензивную (ЭНАЛАПРИЛ (ЭНАП) 10–20 мг/сут.) и гипогликемическую терапию (МЕТФОРМИН в дозе 1,5–2,0 г/сут.); в основной группе (n=13) пациенты, кроме ЭНАЛАПРИЛа и МЕТФОРМИНа, получали ежедневные процедуры аппаратом КАМЕРТОН в течении 4-х недель в домашних условиях под контролем врачей. Зоны воздействия аппаратом подбирались индивидуально после исследования информационного гомеостаза. Чаще всего использовались биологически активные точки (БАТ) - VB-20(100%), MC-7(100%) , F-2 (100%), TR-20(100%), E-36 (90%), VG-20(90%), RP-6(90%), E-16(90%), C-7 (90%),VG-14(85%), R-1(85%), V-40(85%). Обследование больных проводилось до и через 4 недели указанной терапии. Всем пациентам проводилась оценка антропометрических параметров: массы тела, индекс массы тела и окружность талии. Определяли уровень общего холестерина (ХС), триглицеридов (ТГ) и холестерина липопротеидов высокой плотности (ХС ЛПВП), глюкозы. Проводилось исследование информационного гомеостаза до и после лечения.
Результаты исследования
Необходимо отметить, что антропометрические показатели у пациентов обеих групп до лечения значимо не отличались. На фоне проводимого лечения через 4 недели было отмечено снижение массы тела, объема талии, улучшение показателей гемодинамики в наблюдаемых группах с небольшой, но статистически достоверной разницей (табл. 1). Такая разница в результатах обусловлена более тесным контактом с врачом, консультации проводились не только по поводу лечения, но и образа жизни, физических нагрузок и диеты. Таблица 1. Антропометрические показатели у пациентов с метаболическим синдромом до и после лечения
Исследование информационного гомеостаза (ИИГ) показала тяжелые нарушения в органах и системах у лиц страдающих метаболическим синдромом. В основной группе, после проведенного лечения, произошли значительные изменения в показателях информационного гомеостаза. Особенно: ЦНС, СНС, гипоталамическая область, миокард, адвентиций сосудов, тонком кишечнике, печени, почках. Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2. Динамика показателей ИИГ у пациентов с метаболическим синдромом
При оценке влияния ИВТ на основные показатели липидного обмена через 4 недели более выраженные по сравнению с контрольной изменения были отмечены у пациентов основной группы. Так, в группе пациентов, в лечении которых применялась ИВТ, статистически значимым оказалось снижение общего холестерина (с 6,6±0,55 до 5,1±0,54 ммоль/л), триглицеридов (с 2,6±0,48 до 1,4±0,78 ммоль/л) (р≤0,05); отмечены тенденция к снижению ЛПНП, коэффициента атерогенности и повышение ЛПВП по сравнению с контрольной группой (р≥0,05) (табл. 3).
Таблица 3. Динамика показателей липидного профиля у пациентов с метаболическим синдромом
У больных с метаболическим синдромом при висцеральном ожирении очень часто выявляются нарушения функции печени вследствие стеатогепатита на фоне избыточной массы тела. В ходе исследования было показано, что включение ИВТ в комплексную терапию больных с МС привело к улучшению функции печени, которое проявлялось снижением уровня аланинтрансаминазы (АЛТ) и гамма-глутамилтранспептидазы (ГГТП) к 4–й неделе лечения (рис. 1 и 2).
Полученные результаты представляют интерес, так как еще раз подтверждают факт эффективности ИВТ при наличии МС. Проводимое комплексное лечение метаболическим синдромом без использования ИВТ не сопровождается улучшением основных биохимических показателей. В процессе исследования мы не встретили ни одного случая ухудшения углеводного обмена, электролитных нарушений у пациентов в обеих исследуемых группах. Полученные результаты свидетельствуют о безопасности длительного курса ИВТ пациентами (в течение 4 недель), страдающими комплексом заболеваний, в основе которых лежат не только инсулинорезистентность и гиперинсулинемия, но и нарушения обмена липидов, микроциркуляции, дисфункции эндотелия. Проводимая комплексная терапия больным метаболическим синдромом с применением ИВТ не сопровождалась снижением эффективности используемых антигипертензивных и сахароснижающих препаратов.
Выводы 1. Применение ИВТ приводит к снижению антропометрических показателей (массы тела, индекса массы тела, окружности талии) и уровня артериального давления у пациентов с метаболическим синдромом. 2. Применение ИВТ в комплексной терапии МС способствует снижению холестерина и триглицеридов крови. 3. Применение ИВТ в комплексной терапии пациентов с МС приводит к уменьшению выраженности эндотелиальной дисфункции по данным ИИГ. 4. Применение ИВТ приводит к снижению уровня протромбина и фибриногена, что может способствовать улучшению микроциркуляции. 5. ИВТ улучшает гепатотропную функцию печени при лечении метаболического синдрома. 6. ИВТ хорошо переносится больными и безопасен при 4–недельном курсе лечения метаболического синдрома. 7. ИВТ эффективно сочетается с лекарственными средствами в комплексной терапии пациентов с метаболическим синдромом. Полученные результаты представляют интерес, так как еще раз подтверждают факт эффективности информационно-волновой терапии при наличии метаболического синдрома. Проводимое комплексное лечение метаболического синдрома без использования информационно-волновой терапии не сопровождается улучшением основных биохимических показателей. В процессе исследования мы не встретили ни одного случая ухудшения углеводного обмена, электролитных нарушений у пациентов в обеих исследуемых группах.
Литература
1. Агаджанян М.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. «Функциональные системы организма и теория адаптации», Вестник восстановительной медицины № 3 (9). М. 2004, с. 4-11. 2. Бессонов А.Е., Калмыкова Е.А., «Информационная медицина». – 2-е изд., доп. – М.: ВИРУ, 2003, - 656 с.:илл. 3. Мамедов М.Н. «Метаболический синдром – больше, чем сочетание факторов риска: принципы диагностики и лечения». – М., 2006. – 48 с. 4. Погожева А.В. «Основы рациональной диетотерапии при сердечно–сосудистых заболеваниях» // Клиническая диетология. – 2004. – Т.1, №2. – С.17–29. 5. Шевченко О.П. «Метаболический синдром» // Москва – 2004. – 137 с. 6. Балаболкин М.И. и соавт., «Динамика ключевых медиаторов инсулинорезистентности у больных сахарным диабетом 2 типа при применении метформина» // Сахарный диабет. – 2004, №4, с. 1–4 7. Lakka HM, Laaksonen DE,et al. The metabolic syndrome and total cardiovascular disease mortality in middle–age men. // JAMA – 2002 – Dec 4; 288 (21): 2709–16
КомментарииКомментариев пока нет |
Оставить комментарий